Оригинальное и контрактное производство за рубежом
(Международные производственные соглашения)



Комментарии к контрактам, советы, рекомендации

  • OEM (Original Equipment Manufacturing)
  • ODM (Original Design Manufacturing)
  • CM (Contract Manufacturing)
  • PLA (Private Label[ling])
  • White Label (ребрендинг оригинальной продукции)
  • Иные производственные и акцессорные соглашения
  • Бесплатные консультации

Концепция международного OEM-договора

Original Equipment Manufacturing ★ Правовые особенности и основные этапы оригинального производства за рубежом.

Концепция OEM

Original Equipment Manufacturing

Если в двух словах, в соответствие с OEM-соглашением иностранный производитель (напр., китайская фабрика) производит свою оригинальную продукцию, но настраивает её на основе спецификаций, дизайна, ноу-хау и патентов иностранного / российского заказчика.

Концепция OEM

 

Термин OEM – Original Equipment Manufacturing – дословно означает производство оригинального оборудования. Термин 'оборудование' здесь применяется исторически и под ним можно понимать любую промышленную продукцию, в том числе простое, сложное, высокотехнологичное, крупное оборудование, машины, производственные установки, станки, готовые товары повседневного спроса или народного потребления (FMCG), пищевую и химическую продукцию, полуфабрикаты и т.д. и т.п.

Соответственно термин 'OEM Agreement' автор настоящих комментариев полагает правильным переводить на русский язык (в зависимости от предмета соглашения) как соглашение о производстве оригинального оборудования по дизайну заказчика или соглашение о производстве оригинальной продукции по дизайну заказчика. Также необходимо отметить, что на практике зачастую названия подобных соглашений не переводят вовсе и обозначают как 'договор, соглашение или контракт OEM', что также представляется корректным.

Когда заключается OEM-соглашение с иностранной фабрикой, предполагается, что заказчик предоставит детальную спецификацию 'оригинальной', т.е. контрактной продукции, а также её дизайн в виде спецификаций, чертежей, схем, макетов моделей или промышленных образцов и т.п.

  В этой связи необходимо учитывать, что на практике существуют различные степени OEM — от использования продукции, которая уже производится на фабрике с незначительными изменениями дизайна, упаковки и маркировки до использования той же продукции, но с существенными настройками, такими как изменения формы продукции, её размеров, материалов, технологической и функциональной направленности, химического состава и т.п. вплоть до полноценного проектирования нового продукта.

Здесь также необходимо хорошо понимать и учитывать в бизнес-планировании три важнейших аспекта:

  1. В случае, если OEM-контракт предполагает незначительные или косметические настройки оригинальной продукции, то такой контракт будет близок к ODM-соглашению и партнёрам по бизнесу следует рассмотреть возможность работы именно в этом формате.
  2. В случае, если OEM-соглашение предполагает настольно существенные изменения оригинальной продукции, что на выходе по сути получается новый продукт или даже линейка новых продуктов, то такой договор фактически будет обладать всеми характеристиками CM-соглашения и заказчику разумно стразу же предложить производителю заключить именно соглашение на контрактное (CM) производство.
  3. В последнем случае CM-контракт также потребует выдачу иностранному заводу лицензии на использование интеллектуальной собственности заказчика, такой как патенты и/или ноу-хау. Чтобы не перегружать и без того объёмный и сложный текст СM-договора, разумно воспользоваться пакетным решением, т.е. оформить передачу и защиту интеллектуальной собственности отдельным соглашением на передачу технологии и ноу-хау (know-how agreement).

Российским бизнесменам также необходимо принимать в расчёт, что так как OEM (в отличие от ODM и ребрендинга) по определению предполагает значительную кастомизацию продукции производителя, во многих проектах будет необходимо создавать образцы или модели оригинальной продукции для изготовления контрактных изделий. Причём их необходимо изготавливать до начала производства, и по общему правилу стоимость изготовления лежит на заказчике. Однако в OEM-договор возможно включить соответствующие оговорки, меняющие данное правило, например по следующему алгоритму → производитель оплачивает производство образцов и включает их стоимость в продажную цену.

Поскольку заказчик занимается проектированием и созданием спецификации оригинальной продукции, он в определённой степени (установленной договором) будет владеть интеллектуальной собственностью на дизайн, бренды, спецификации и ноу-хау. Кроме того, поскольку заказчик в большинстве случаев оплачивает производство образцов, в OEM-соглашение необходимо включать договорные условия, которые не позволят производителю использовать их для других клиентов.

© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.
Задайте вопрос

Скачать образцы OEM, ODM, CM, PLA и др.

 

(Online-Service)

Международные контракты от а до Z [Miripravo.ru]