Concept of Contract for Original Manufacturing Overseas ★

Понятие международного контракта на оригинальное производство за рубежом

Concept of Contract for Original Manufacturing Overseas

Долгое время договоры купли-продажи (поставки) превалировали в экономическом обороте и большинство операций мировой торговли были связаны с реализацией разнообразных товаров. Однако по мере перехода мировой экономики к шестому укладу, доля торговли готовой продукцией неуклонно снижается, прежде всего за счет операций с интеллектуальной и промышленной собственностью. Зачастую проще и выгодней заказать производство оргинальной продукции за рубежом на основании одного из производственных договоров (OEM, ODM, CM и др.), чем импортировать и перепродавать чужие промышленные изделия.

Забота о национальных экономических интересах и интересах безопасности в условиях СВО также меняет глобальные цепочки поставок товаров и услуг. В этом аспекте важное значение имеет т.н. "френдшоринг", т.е. перенос российскими компаниями производства в дружественные страны с целью снижения политических рисков.

Предприниматели из России и стран ЕАЭС могут желать заказать производство определённой продукции или оборудования за рубежом руководствуясь и иными соображениям, не только упомянутыми выше. Но прежде всего им необходимо чётко понимать, что из себя представляет договор (контракт) на оригинальное производство в юридическом плане и какие существуют подвиды таких договоров. И только опираясь на эти знания, можно выбрать правовую форму наиболее подходящую для конкретного бизнеса и приступить к разработке контрактной документации.

 

 

 

В самом общем виде международный контракт на оригинальное производство с юридико-технической точки зрения представляет собой комплексный (или сложный) договор, объединяющий условия:

  •  о выполнении работ (подряде) иностранным OEM или ODM производителем;
  •  о поставке произведённой продукции российскому заказчику;
  •  защите интеллектуальной собственности ;
  •  обеспечение неконкуренции.

Исходя из удельного веса вышепоименованных элементов среди всех прочих договорных условий, контракт на оригинальное производство за рубежом может быть разделён на пять основных подвидов:

  1. договор о ребрендинге (White Label);
  2. договор на продвижение под собственным брендом (Private Label);
  3. договор на производство по оригинальному дизайну (ODM);
  4. договор на производство по дизайну и ноу-хау заказчика (OEM);
  5. договор на контрактное производство (CM).

Так в договоре White Label удельный вес норм подряда минимальный, в то время как в CM контракте он максимальный. Нормы о защите интеллектуальной собственности должны быть более детально проработаны в договорах OEM и CM, в то время как в других договорах они скорее декларативны. Но даже если контракт предполагает только ребрендинг продукции (White Label и ODM), тем не менее заказчик должен быть уверен что его бренды не будут использоваться производителем и любыми третьими лицами.

Cм. подробнее Основная классификация международных контрактов на оригинальное производство,

Index | Образцы контрактов 



© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.