OEM Main Stages ★

Основные этапы оригинального производства по дизайну заказчика

OEM Main Stages

 

 

Если компания желает организовать зарубежное производство в формате OEM, очень важно представлять все этапы будущей работы. На данной странице мы схематично изложим все шаги, которые должен будет предпринять российский заказчик для получения на свой склад готовой контрактной продукции и начала сбыта.

 

 

 

1. Запрос производителя, заключение OEM контракта

Собственно говоря бизнес начинается с поиска подходящего OEM производителя (фабрики), производящего профильную продукцию. Как показывает практика, если нет технических препятствий для требуемой настройки профильной продукции, у производителя также не будет оснований для отказа в сотрудничестве.

После положительного ответа на запрос о сотрудничестве необходимо подготовить и заключить OEM контракт. Так как в данном бизнесе платит заказчик и он же несёт основную массу коммерческих рисков, ему разумно принять на себя обязанности по подготовке контрактной документации.

В самом общем виде любой профессионально составленный контракт на оригинальное производство должен регулировать четыре группы вопросов:

  1. о выполнении работ (подряде) иностранным OEM производителем;
  2. о поставке произведённой продукции российскому заказчику;
  3. о защите интеллектуальной собственности;
  4. об обеспечении неконкуренции.

В этой связи необходимо отметить, что международное OEM соглашение может быть заключено на производство и поставку определённоё партии продукции (one-off формат) или в виде длительного (генерального / master) соглашение на производство и поставку по заказам российского покупателя. Образцы таких контрактов доступны здесь и здесь. В формате one-off, соглашение может быть рекомендовано компаниям только начинающим сотрудничество с зарубежным OEM-производителем. В случае успешного продвижения контрактной продукции на рынке страны заказчика, стороны могут перейти на долгосрочный (генеральный) формат сотрудничества и заключить либо долгосрочный OEM контракт, либо соглашение о (долгосрочном) производстве и поставках под собственной маркой (PLA).

2. Изготовление образцов контрактной продукции

Так как OEM производство предполагает значительную кастомизацию продукции производителя, во многих проектах будет необходимо создавать образцы или модели оригинальной продукции для изготовления контрактных изделий. Причём их необходимо изготавливать до начала производства, и по общему правилу стоимость изготовления лежит на заказчике. Однако в OEM-договор возможно включить соответствующие оговорки, меняющие данное правило, например по следующему алгоритму → производитель оплачивает производство образцов и включает их стоимость в продажную цену.

На этом же этапе Заказчику необходимо подготовить и предоставить изготовителю всю документацию, необходимую для производства (в т.ч. чертежи, спецификации, эскизы и проч.), причём данная документация должна быть понятной инженерно-техническому персоналу производителя. Последнее обстоятельство приобретает большое значение, если OEM соглашение заключается с небольшими   китайскими,   индийскими,   вьетнамскими и т.п. заводами, где инженерно-технический персонал может не владеть английским языком в должной степени.

3. Подтверждение заказа производителем

После изготовления моделей контрактной продукции и подготовки всех необходимых спецификаций необходимо получить юридически обязывающее согласие производителя на изготовление соответствующей партии продукции. В случае OEM контракта на разовое производство такое согласие обычно оформляется специальным актом или дополнительным соглашением. В случае работы на основании длительного (генерального) соглашения согласие производителя выражается в акцептовании очерезного заказа на производство и поставку.

4. Подготовка материалов

Так как OEM производство базируется на существующей линейке готовой продукции производителя, закупка основных материалов (в том числе сырья, упаковочных материалов, наклеек, этикеток и проч.) обычно осуществляется последним по общим наработанным алгоритмам и по общем правилу должно завершиться до даты начала производства.

Однако с учётом необходимости настройки продукции может понадобиться закупка и/или изготовление материалов, ранее не использовавшихсяв производственном процессе

5. Начало производства

Обычно в OEM соглашениях дата начала производства фиксируется в виде твёрдой даты либо путём указания предельного срока с момента акцетования заказа на производство. По общему правилу производитель должен обеспечить рабочую силу, а также оборудование и производственные мощности, необходимые для производства контрактной продукции в количестве, указанном в заказе, а также чтобы уложиться в срок готовности (который обычно также фиксируется в заказе на производство).

В процессе производства фабрика обязуется по возможности максимально точно соблюдать срок готовности, установленный в соответствующем заказе на производство. В случае отставания от графика или любого его изменения в адрес заказчика должно быть направлено соответствующее уведомление.

6. Инспекция контрактной продукции

Инспекция изготовленной контрактной продукции обычно происходит на производственных площадках изготовителя. Инспекция может проводиться как представителями заказчика (что не всегда возможно или удобно), либо третьей компание, так называемым торговым представителем заказчика. В согласованные с производителем сроки последний должен направлять на завод своих инспекторов для предварительных выборочных испытаний продукции (в случае изготовления сложных устройств, оборудования и т.п.) или для простого осмотра (в случае изготовления простых устройств), например товаров народного потребления.

7. Упаковка, транспортировка, приёмка

Обычно производитель несет ответственность за заказ адекватного количества маркировки (этикетки, наклейки, бирки, если применимо) и упаковочных материалов на основании прогнозов, предоставленных покупателем. Перед размещением любого заказа на маркировку или упаковочные материалы производитель должен предоставить заказчику рекомендацию относительно количества заказываемой упаковки на основе прогнозов, предоставленных последним.

Также необходимо отметить, что производитель обычно несет ответственность за обеспечение соответствия маркировки требованиям применимого законодательства о маркировки.

8. Продвижение контрактной продукции, гарантийное обслуживание

Собственно то, ради чего организуется OEM производство, это продвижение на местных рынках оригинальной уникальной продукции под брендом заказчика. Так как данный формат бизнеса предполагает выкуп контрактной продукции её сбыт осуществляется в любой удобной заказчику форме, например через сеть субдистрибьюторов, через магазины Wildberries и т.п.

Index | Образцы контрактов 



© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.